Я предлагаю провести некий эксперимент с целью обсудить произошедшее с группой Дятлова с помощью сторонних текстов. Попробую объяснить. Интерес к истории группы Игоря Дятлова всколыхнулся вновь всвязи с вышедшим недавно на экраны фильмом. Если кто то не знает о драме, развернувшейся в горах Урала в 1959 году, то достаточно набрать в гугле или яндексе слова - "группа Дятлова", и откроется множество ссылок с описанием этой трагедии.  Я коротко опишу произошедшее, но акцентирую ваше внимание на вещах, которые представляются мне наиболее важными. Итак, группа опытных туристов  под руководством Игоря Дятлова,состоящая из 9 человек предприняла зимой того года сложный лыжный поход по горам Урала.  Все они погибли, как принято писать, при странных и  загадочных обстоятельствах; почему то покинули палатку  толком не одевшись и некоторые замерзли, а некоторые получили травмы неизвестной природы: травмы черепа, внутренних органов и переломы ребер при том, что внешние кожные покровы не повреждены. Все это было бы не так "загадочно" ( мы не до конца понимаем что произошло, но в дикой природе, в отдалении от людей случаются различные, в том числе страшные вещи, которые люди не в силах предугадать и предотвратить), но у этой истории есть некая "мифическая" составляющая  или, точнее сказать, предыстория (далее я цитирую информацию с одного из сайтов): место, где погибла группа Дятлова - называется Гора Мертвецов («Холатчахль», «Холат-Сяхыл») - высота 1079 м. Целью похода было покорение близлежащей вершины Отортен.  Перевал, где погибли туристы, был назван в честь руководителя группы Игоря Дятлова. Гора лидирует в списке самых опасных аномальных зон России. Рейтинг составлялся по количеству погибших при странных обстоятельствах. На Горе Мертвецов нашли за последнее столетие 27 трупов. Следующим в списке идет якутское озеро Лабынкыр, где погибло 10 человек. При этом надо учесть, что Холатчахль является одним из самых непосещаемых туристами и труднодоступных мест России. На языке манси имена гор Холатчахль и Отортен сигналят о наличии некоего постоянного источника опасности. Холатчахль переводится как «Гора Мертвецов», а Отортен - как «Не ходи туда». По преданиям в стародавние времена на вершине Холатчахль шаманы регулярно совершали жертвоприношения в честь богини смерти. И каждый раз убивали по 9 живых существ (9 птиц, 9 оленей и пр.). Затем в окрестностях горы погибло 9 манси, молодых охотников. Обстоятельства их гибели в народном творчестве не уточняются, то ли богиню чем-то разгневали, то ли шаманы их, опять таки, в жертву принесли. Но, вероятно, люди больше пришлись по вкусу богине, чем птицы, потому как с тех пор в окрестностях Холатчахля с гибнут группы из 9 человек. Манси стараются без крайней надобности не охотиться в лесах на склонах Холатчахль и Отортен. По крайней мере, не вдевятером. • В февраля 1959 года произошла трагедия с 9 дятловцами. • В 1960-61 годах в злополучном районе один за другим в трех авиакатастрофах гибнут в общей сложности 9 человек летчиков и геологов.• В феврале 1961 года около Холатчахля при странных обстоятельствах нашли 9 трупов туристов-исследователей из Ленинграда. Для научного подхода  к исследованию произошедшего с группой Дятлова эта информация имеет мало толку. Мы не можем в серьез оперировать такими понятиями, как "богиня", "злые силы", духи, лешие, русалки ...и прочая, и прочая. Эта информация скорее интересна для такой дисциплины, как этнография. Однако , с точки зрения так называемого "здравого смысла" мы понимаем, что "дыма без огня не бывает". Вероятно, эти верования манси отражают какую то особую патогенность этого географического местоположения, или, другими словами, сигнализируют , что это то, что в народе принято называть "плохое место". То есть место, где если что то должно пойти не так - обязательно пойдет не так, место, где непременно "должно"случиться "что то плохое".  Каков же механизм возникновения этого "плохого", как накапливается "снежный ком" "неправильных" или неподдающихся пониманию действий людей и обстоятельств, которые ведут к фатальному исходу. Версий гибели группы множество, от версий в жанре "гипер-реализма" - обрушение лавины или снежного пласта до "сверх экзотичных", типа участия нло или ейти). Но мы сейчас говорим не о версиях, мы говорим о возможностях того, почему трагедии происходят на "ровном месте", какие силы заставляют опытных туристов совершать катастрофические ошибки. Для осознания механизмов возникновения подобного "снежного кома" я предлагаю обратиться к текстам, не имеющим к истории группы Дятлова прямого отношения, но описывающие примерно схожую заявленную проблему: как происходит или протекает ситуация по вышеуказанному принципу, а именно "если что то должно пойти не так в данном месте или в данной ситуации - обязательно пойдет не так". Для примера можно взять текст книги Майкла Крайтона "Парк юрского периода". В книге фигуре математика Яна Малькольма уделена значительно большая роль,  нежели в одноименном фильме - его функция у Крайтона заключается в объяснении возможности выхода парка юрского периода из под контроля. Каждая глава книги начинается с "пометок" Малькольма о возможных изменениях "поведения системы" согласно некоему графику, отображающему некую кривую в рамках математической теории хаоса, апологетом которой он является. Я приведу три такие пометки , которые относятся к финальным главам книги. Глава V -"Пятое приближение" : "Кривая показывает, что недостатки системы становятся все более и более серьезными". Глава VI -"Шестое приближение": "Восстановление системы может оказаться невозможным". Глава VII - финальная - "Седьмое приближение": "Математика требует все большей храбрости, чтобы смотреть в лицо скрытым последствиям" . По сути , это подчерпнутое из математической теории хаоса обоснование все того же принципа - "если что то должно пойти не так - обязательно пойдет не так". Это раз. Другим текстом, который можно использовать в данном случае, является работа Карла Густава Юнга по синхронитичности. Синхронитичность  - это теория Юнга о неказуальном, то есть не по принципу причинно-следственной связи "поведении" реальности, когда реальность преподносит события в ответ на наши ожидания или, как скорее произошло с группой Дятлова, на наши страхи. Долго это т момент не буду описывать. Кто заинтересуется, может отдельно почитать. Это всего лишь пример подобного текста. Это два . И наконец, три - это то, что вы скажите на это.  Какой текст, или какую выдержку из текста можно предложить  для объяснения  трагического развития ситуации (и в случае с группой Дятлова и любой подобной ситуации вообще), когда нет каких то "умышленных" плохих сил, которые действуют против людей, а есть трагедия де факто, есть "плохое" место и "плохое" время. Другими словами, данное обсуждение предполагает ввести в "реалистичный" оборот в данном случае "мистические" верования манси, как, например, это делал Фрейд, когда использовал для объяснения "поведения" и механизмов бессознательного древнегреческие мифы.

P.S. Так же думаю, уместным под примерами "текстов"  понимать не только "книжные истории", но и истории, услышанные или увиденные где либо , так как все равно с точки зрения герменевтики - все это "текст". Очень интересно послушать самые различные мнения и мысли по поводу, если таковые появятся.