ГАЛИНА ТЕРЕШЕНОК - ПЕРВОЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "ТОЛЬКО РУКА ДРУГА" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВСМ

И днем, и ночью из труб крематория концлагеря валил черный жирный дым. Концлагерь, образцово налаженный механизм, как гигантский паук, медленно убивал свои жертвы, выпивая из них жизненные соки, стараясь уничтожить в людях все человеческое, проглатывая и пуская в деловой оборот все, чт возможно: волосы, кожу, кости. Но и в этом аду было место, способное испугать самого Данте.

Территория, обнесенная колючей проволокой. Концлагерь в концлагере. Здесь располагалась "медицинская лаборатория", где проводились жестокие опыты на людях "во славу третьего рейха". В основном на молодежи, как наиболее ценном "биологическом материале". Людей заживо замораживали, заражали различными болезнями. Но самыми страшными считались уколы "доктора" Мюллера. От них человек умирал постепенно: сначала отмирали пальцы, затем ступни ног, голени и так все выше и выше проходил процесс отмирания тканей и органов. И все это сопровождалось дикой болью. Медленная казнь иногда длилась в течении месяца, а так называемые медики внимательно следили за ходом "зспериментов", тщательно фиксируя все их этапы на бумаге.

Летом 1943 года сюда одновременно были привезены пятнадцатилетняя девочка Рахиль и шестнадцатилетний Вацек. Малолетние узники - скелетики, девочки и мальчики, содержались вместе, в одном неотапливаемом бараке. "Доблестные" солдаты рейха не заботились об удобствах заключенных. По меткому замечанию помощника начальника концлагеря Пауля Цога, незачем излишне тратиться на мертвецов. Цог был весьма своеобразной личностью, сентиментальным садистом. Обожал музыку, особенно классику. В те дни, когда проходила общелагерная чистка "биологического" материала, а из труб крематория валил особенно густой и черный дым, из лагерного репродуктора гремела музыка Берлиоза.

Была у Цога еще одна страсть - скрипка. Очень часто, приняв изрядную долю шнапса, он по вечерам давал "концерты" узникам. Измученные люди часами стояли на аппельплаце навытяжку и слушали обезумевшего от спиртного и вседозволености "музыканта". После каждой сыгранной пьески Цог требовал аплодисментов и не отпускал заключенных в бараки до тех пор, пока не был удовлетворен приветственными овациями "за высокое исполнительское мастерство". Заключенных, падавших от изнеможения прямо на плац, Цог обвинял в личном к нему неуважении и отправлял в крематорий или в "медицинскую " лабораторию, которая находилась в его ведение.

Услышав впервые игру помощника начальника концлагеря на скрипке, Вацек заплакал. К его счастью, Цог не заметил слез подростка. Мальчика закрыла от "музыканта" большеглазая девчонка. Так он познакомился с Рахиль. Знакомство переросло в дружбу. Их топчаны в бараке стояли рядом и рябята, обессиленные от бесконечной сдачи крови для раненых "героев доблестной армии вермахта", часто шептались, рассказывая друг другу о днях мирной жизни, о родителях, друзьях, детских проказах. Все эти воспоминания были покрыты как бы флером зыбкой нереальности и представлялись далеким счастливым сном.

Рахиль узнала, отчего ее друг плакал, услышав игру Цога на скрипке. Вацек обладал абсолютным музыкальным слухом и, несмотря на малолетство, до войны учился в консерватории по классу скрипки. Он относился к скрипки как к живому существу, трепетно и нежно. И, услышав, как помощник коменданта терзает хрупкий инструмент, извлекая из него дикие звуки, не смог сдержать слез. Однажды Вацек вспомнил про обычай кровного братания. Рахиль с радостью согласилась и, сделав небольшие надрезы на руках, смешав свою кровь, они стали братом и сестрой. Вацлав подарил своей Рахиль оловянный крестик с распятым Иисусом Христом, единственную вещь, которую сохранил от мирной жизни. Рахиль протянула ему маленький кусочек мацы (еврейская паска), бережно ею хранимый.

- Перед лицом Господа нашего эти дети отдали друг другу и тебе , Боже, все, что могли, - пробормотав все видевший православный батюшка, такой же бесправный узник, как и ребята.

Постепено названные брат и сестра ослабели так, что едва могли стоять на плацу во время переклички. И Мюллер на очередном отборе для экспериментального барака указал на них. Это было равносильно такой смерти, что и врагу не пожелаешь. Вацлав тихо сказал:" Матка Боска, как же я устал. Сделай так, чтобы я скорее умер. Только молю тебя, дай мне последний раз сыграть на скрипке".

Рахиль, неожиданно сильно сжав руку мальчика, вышла из строя и на глазах у изумленной охраны пошла к Цогу. Два дюжих капо попытались ее остановить, но, увидев лицо девочки, замерли.

Лицо маленькой еврейки было прекрасно. Огромные бездонные глаза светились всепрощающей любовью. И все, кто видел Рахиль тогда, впоследствии клялись, что сама Пресвятая Дева Мария спустилась в эти скорбные минуты на землю концлагеря.

- Господин комендант, смертники всегда имели право на исполнение последнего желания.-

Такая дерзость со стороны заключенного была для Пауля Цога внове. И он, никогда не снисходивший до разговора с узниками, не успев прийти в себя от изумления, хрипло проговорил:"Маленькая иудейская свинья, за свой дерзкий поступок ты сгниешь заживо".

Рахиль посмотрела на Цога черными глазищами, огромными на лице ходячего скелета, туго обтянутого кожей и негромко произнесла

- Что такое  пять минут перед вечностью?-

- И какова же твоя последняя просьба? -немного помедлив, поинтересовался Цог. Глаза всех присутствующих на плацу были прикованы к Рахиль.

-Этот мальчик, герр комендант, хочет сыграть на скрипке. -

Цог задумался, вокруг стояла мертвая тишина. И когда он заговорил, громко и четко, все вздрогнули.

- Хорошо, я дам ему сыграть на скрипке. Но ты сейчас умрешь. Согласна? - Рахиль кивнула. - Эй, там, принесите скрипку! - властно скомандовал Цог, одновременно вытаскивая из кобуру "вальтер". -Ты, маленькая еврейская дрянь, оказалась смелее мужчин и сумела задать философский вопрос. За это ты не будешь гнить заживо.-

Цог нажал на курок. Рахиль упала.

Взмахом руки подозвав Вацека, фашист сунул ему в руку скрипку и приказал играть. Вацлав взмахнул смычком. Он забыл про концлагерь, про Цога, про собак, разрывающих людей на потеху охране, про страшного изувера Мюллера и про колючую проволоку ограды. Юный скрипач видел перед собой два родных лица: с голубыми глазами - матери, и с черными - Рахили. Он играл и скрипка пела о любви и ненависти, о счастье и потерях. Это была неземная, волшебная музыка.

Очнулся Вацек через неделю в солдатском госпитале, куда его поместил Цог. Едва выздоровев, мальчик был отправлен на кухню чистить котлы. По мере продвижения союзных войск Цог все чаще напивался, вызывал к себе Вацлава, давал ему скрипку и слушал музыку, что - то пьяно выкрикивая. Во время весенннего восстрания в 1945 году узников концлагеря Пауль Цог был убит, а пришедшие затем войска союзников освободили пленных.

Впоследствии Вацлав стал известным музыкантом и играл в лучших симфонических оркестрах мира. Где бы он ни был на гастролях, куда бы не ехал, рядом с его концертной скрипкой всегда лежал футляр с неприметной скрипкой Цога, а на шее у знаменитого музыканта висел медальон с маленьким кусочком сухой мацы, когда - то подаренной ему сестрой Рахиль.

Примечание:

"Флер" правильное написание через букву "е" с двумя точечками, но у меня нет на клавиатуре. Слово пришло из немецкого языка. Имеет несколько значений:
1. тонкая, прозрачная ткань.
2. скрывающая пелена, которая мешает ясно видеть что - либо.
3. покров таинственности, окутывающий что - либо.

http://www.proza.ru/2011/09/10/834